Использование паттернов проектирования должно быть осознанным. Неправильный выбор может усложнить систему, вместо того чтобы сделать её гибкой и расширяемой. Ниже приведены критерии и рекомендации, которые помогут выбрать подходящий паттерн.
| Ситуация / Проблема | Рекомендуемые паттерны | Тип |
|---|---|---|
| Нужно контролировать создание объектов | Singleton, Factory Method, Abstract Factory, Builder, Prototype | Порождающие |
| Хотите отделить реализацию от интерфейса | Bridge | Структурные |
| Необходимо добавлять функциональность без изменения классов | Decorator | Структурные |
| Нужно работать с составными структурами (деревья, меню и т.д.) | Composite | Структурные |
| Хочется упростить сложную подсистему | Facade | Структурные |
| Требуется динамически менять поведение объекта | State, Strategy | Поведенческие |
| Необходимо уведомлять другие объекты об изменениях состояния | Observer | Поведенческие |
| Нужно выполнять команды с возможностью отмены | Command, Memento | Поведенческие |
| Требуется централизовать взаимодействие между множеством объектов | Mediator | Поведенческие |
| Необходимо фильтровать или обрабатывать запросы в цепочке | Chain of Responsibility | Поведенческие |
| Нужно обходить элементы коллекции без раскрытия структуры | Iterator | Поведенческие |
Если в приложении создаются разные документы (PDF, Word, HTML), лучше использовать Factory Method или Abstract Factory, чтобы инкапсулировать логику создания.
public abstract class DocumentCreator
{
public abstract IDocument CreateDocument();
}
public class PdfCreator : DocumentCreator
{
public override IDocument CreateDocument() => new PdfDocument();
} Когда нужно динамически добавлять новые возможности объекту (например, логирование, кеширование), подойдёт Decorator.
IService service = new LoggingDecorator(new CachingDecorator(new DataService())); При необходимости подменять алгоритмы (например, выбор метода оплаты или сортировки) используйте Strategy.
payment.SetStrategy(new CreditCardPayment());
payment.ExecutePayment(100); Если объект должен менять поведение в зависимости от состояния (например, автомат с напитками), используйте State.
Для упрощения работы с множеством классов воспользуйтесь Facade — создайте единый интерфейс.
public class AudioFacade
{
private Decoder decoder = new Decoder();
private Player player = new Player();
private Visualizer visualizer = new Visualizer();
public void PlayFile(string path)
{
var audio = decoder.Decode(path);
player.Play(audio);
visualizer.Show(audio);
}
} Factory Method + Singleton или Strategy + Decorator.Правильный выбор паттерна — это баланс между простотой, гибкостью и поддерживаемостью. Не существует «универсального» решения: важно понимать контекст, цель и ограничения системы. Опытный разработчик использует паттерны не для демонстрации знаний, а для создания чистого, адаптируемого и надёжного кода.